Чтобы дом был здоров

01.02.2013

Группа компаний «КОНТИ» – первая, кто в 2003 году организовала частный бизнес в тульском ЖКХ. Сегодня предприятие отапливает 75 многоквартирных домов, шесть детсадов, две школы, роддом, больницу и пожарную часть. В ее управлении находятся 28 домов.

Об итогах работы ООО «КОНТИ ТЭТ» рассказал генеральный директор Николай Моторин.

– Николай Николаевич, какими были первые шаги? Все-таки бизнес в коммунальной сфере по тем временам был необычным явлением. Не испытывали давления со стороны властей, жителей?

– В те годы в Туле назрела проблема: тепла, подаваемого от «Тулачермета», не хватало на район и люди в квартирах мерзли. Тогда у властей и возникла идея реанимировать закрытую котельную Комбайнового завода. Она строилась в 1930 годы, когда-то обеспечивала теплом одно из крупнейших предприятий города, работала на угле и мазуте, морально и физически устарела. Требовалась ее полная реконструкция и строительство 3 км теплоцентрали до жилых микрорайонов «северо-восточный» и «Фучика». Если теплоноситель от «Тулачермета» приходил сюда за 6 км, то путь от «комбайновой» котельной сокращался в три раза. Но средств на реконструкцию в бюджете не было. Большие капиталовложения мог потянуть только крупный частный инвестор, которым стала группа компаний «КОНТИ» во главе с Тимербулатовым Тимуром Рафкатовичем. Руководитель района Владимир Сергеевич Могильников и мэр Тулы Сергей Иванович Казаков оказали компании большую поддержку. Поначалу идея «КОНТИ» была еще амбициознее: построить кирпичный завод, возвести жилые дома, обеспечить их теплом и взять на обслуживание. Иными словами, замкнуть на себе всю технологическую цепочку. Это позволило бы снизить накладные расходы во всех звеньях, удешевить стоимость жилья и услуг. Но проект осуществился лишь в части ЖКХ. На реконструкцию котельной и строительство магистральной теплотрассы инвестор направил 150 миллионов рублей. Теперь это одна из трех крупнейших котельных города. Благодаря ей в район областной больницы наконец-то пришло тепло.

– Мы привыкли к множеству игроков на рынке ЖКХ. Один продает тепло, другой его транспортирует, третий распределяет по дому, четвертый обслуживает внутридомовые отопительные сети. Вы – единственная в Туле компания, которая объединила все функции. Есть ли в этом преимущество?

– Экономически это выгодно для всех. К тому же, когда хозяйство сосредоточено в одних руках, легче спрашивать. Если температура в квартире не соответствует нормативу, жильцу не надо искать, в каком звене нарушена работа. За все отвечает одна компания. Этот принцип был полностью реализован в шестнадцати домах северо-восточных микрорайонов. Здесь мы являемся и поставщиком теплоресурса, и управляющей компанией, и обслуживающим предприятием. У нас имеется своя производственная база, необходимая техника. Они расположены рядом с микрорайоном, что тоже снижает расходы.

В то же время «КОНТИ ТЭТ» управляет и обслуживает многие дома в Центральном и Привокзальном районе Тулы.

- Ваша управляющая компания в 2010 году вошла в федеральную программу капитального ремонта жилья, и одна из немногих полностью и в срок выполняет обязательства по всем траншам. За три года из 28 домов отремонтировано 11. Это высокий показатель. Значит, люди вам доверяют?

- Я всегда говорю собственникам квартир: если вы доверяете «КОНТИ ТЭТ», значит, будем работать. Не доверяете – ищите другую компанию. Нам очень повезло, что мы управляем домами, в которых живут активные и грамотные люди. Вы знаете, что федеральная программа предполагает обязательное софинансирование со стороны собственников квартир. Нам не приходится никого уговаривать, убеждать. Эту работу ведут старшие по домам, а потом приходят в компанию и предлагают готовый список мероприятий по капремонту. А мы со своей стороны советуем, что действительно нуждается в замене, а что может подождать. Ведь федеральные квоты ограничены, и надо с максимальной пользой использовать полученные средства. Составленные нами документы принимаются к рассмотрению муниципальной комиссией, которая выносит окончательный вердикт о капремонте.  Всего в рамках федеральной и муниципальной программ в 2010 году компания отремонтировала 3 дома на сумму 12,350 млн. рублей, в  2011 году – один дом на 3 миллиона, в 2012 году – семь домов на 7,3 млн. рублей.  Мы работаем в тесном контакте с администрацией города и области, с Единой службой заказчика.

- Когда проходишь по домам, которые находятся в вашем управлении, видишь, насколько он ухожены. Много детских площадок. Везде чисто и уютно. Скамеек, правда, не везде хватает. Как намечается перечень работ?

Пожелания обычно исходят от жильцов. Но мы как специалисты лучше знаем, в какой последовательности что делать. Можно претворить в жизнь самые фантастические проекты, вплоть до консьержки и ковровых дорожек  в подъезде. Но за все придется платить. Поскольку народ в основной своей массе пока небогат, то первоочередной задачей является обеспечение безопасносного проживания в домах. Здесь бразды правления переходят к специалистам. Если я уверен, что в этом месяце в таком-то доме надо заменить участок водопроводной трубы, значит, установка скамейки подождет. Люди это понимают. За годы у нас сложились деловые и доверительные отношения. Инициативные группы собственников обращаются за помощью не только к нам, часть работ по благоустройству выполнены по депутатским программам, не оставляет наши дома без внимания и наш губернатор -  детская площадка у дома по ул. Кутузова,8 его подарок нашим жителям.

- Как говорится, доверяй, но проверяй. Жильцы контролируют работу управляющей компании?

- Мы ежемесячно отчитываемся за проделанную работу по каждому конкретному дому. В строку отчетности заносится все, вплоть до приобретенных лампочек. А старшие по дому идут и по факту проверяют сделанное. Такой порядок вещей устраивает всех. Строгая отчетность позволяет сравнивать приход и расход. Если от платежей остается излишек, его направляют на дополнительные мероприятия: строительство скамеек, оградок, цветников. И напротив, иногда случаются непредвиденные обстоятельства, например, требуется заменить канат лифта, который не входит в перечень необходимых работ. Средства на внеплановые работы привлекаем с основного производства, конечно, с условием постепенного и безболезненного возврата.

– Вы крупная компания, у вас большие возможности. А что делать управляющей компании, у которой только столы и компьютеры?

– Я называю такие компании «хлопушками», у них нет ни производственной базы, ни денег. Это опасная практика, если учесть общее состояние многоквартирных домов. Есть компании, которые экономят на заключении договоров с аварийной службой города. На случай ЧП держат слесаря с телефоном под подушкой. Мы считаем это несерьезным. Я руководил Службой жилищного хозяйства Тулы, мой заместитель по экономике Ольга Евгеньевна Кремса – коммунальщик со стажем, руководитель УК Валерий Юрьевич Дорожкин всю жизнь работает в сфере ЖКХ. Мы авторитетно заявляем, что игнорировать аварийно-диспетчерскую службу могут только авантюристы. Мы не можем подвергать такому риску свои дома, тем более они расположены в разных уголках города. Иногда жители спрашивают меня: «Николаевич, зачем мы платим аварийно-диспетчерской службе, если в домах никогда не было аварий?» Я им отвечаю: «Платить АДС будем! Есть вещи, на которых нельзя экономить. Десять месяцев все будет гладко, а потом рванет, мало не покажется». В будущем, когда домов в управлении станет больше, рассчитываем организовать свою АДС.

- Думается, что город тоже заинтересован в крупных компаниях. В свое время «КОНТИ ТЭТ» фактически спасла деревню Комарки, что в километре от завода. Мне только непонятно, зачем бизнесу связываться с заведомо убыточным проектом? 

- В Комарках расположены здания бывшего лечебно-трудового профилактория. Жилье там приватизировали, но дома бросили на произвол судьбы. За водой люди ходили в колонку. Тогда по просьбе администрации района мы обратились к Тимуру Рафкатовичу – в короткие сроки проведение работ было согласовано и мы проложили водовод в деревню. Дело в том, что ЖКХ не является бизнесом в строгом смысле. Какой же это бизнес, если прибыль не заложена в  ставке оплаты? Это скорее политизированная и социальная сфера. ЖКХ – особый род деятельности, со своими экономическими и социальными особенностями. Тем, кто работает в нашей сфере, необходимо иметь гражданскую позицию и чувство социальной ответственности. Главная цель – создание условий для нормального проживания людей.

– Каким видится идеальное теплоснабжение города?

– Сокращение затрат во многом определяется новым оборудованием и технологиями. Например, построенная нами магистральная теплосеть практически не допускает охлаждения теплоносителя.  Позволяют экономить электроэнергию применение частотных преобразователей для работы электродвигателей. Огромное значение имеют общедомовые счетчики тепла. 75% домов, находящиеся у нас в управлении оборудованы теплосчетчиками. Хотя стоимость счетчика 300 тысяч рублей, он окупается. Ежегодно вкладываем средства в модернизацию, плюс 7-8 млн. осваиваем на работы по обновлению и капитальному ремонту муниципальных основных фондов  за счет арендной платы. Если организационно, то в настоящее время по заказу администрации города разрабатывается схема теплоснабжения города, где будет рассчитано, как с наименьшими затратами произвести и распределить по городу теплоноситель. Например, наша котельная работает только в отопительный сезон как поставщик теплоресурса. Но у нас огромная мощность, и мы можем эксплуатировать котельную круглогодично, что позволит обеспечить подачу теплоносителя для приготовления горячей воды для населения. Надеемся, что развитие муниципальной котельной  будет предусмотрено в разрабатываемой схеме теплоснабжения. Так что вопрос оптимизации теплоснабжения неоднозначный и связан с интересами разных сторон.  

– Что самое сложное в работе жилищно-коммунальной сферы?

– Прежде всего, работа с людьми. Но нам повезло и с районными администрациями и со старшими по домам. Это люди, у которых нет позиции «моя хата с краю». Они наши помощники во всем. Вместе работаем с должниками, вместе думаем о том, как сделать проживание еще лучше, еще уютнее. Каждый дом стал жить общими интересами и заботами, как единый организм. Это и есть главный результат нашей работы. Для чего мы здесь? Чтобы в домах было надежнее, теплее, экономичнее, прочнее.

Лиана Кузнецова.